Чрезмерная опека подчиненных на работе |
Или другая ситуация. Вы несколько месяцев или лет отработали на должности исполнителя. Всегда стремились делать работу "на отлично", великолепно исполняли свои обязанности, знали все нюансы, показали прекрасные результаты. В фирме по достоинству оценили ваши заслуги и предложили повышение - должность руководителя.
И вот вы - начальник! Вы чувствуете подъем, энтузиазм. Вы искренне хотите, чтобы ваши подчиненные показали прекрасные результаты, поэтому делитесь с ними своим опытом. Но вдруг обнаруживаете, что подчиненные воспринимают вашу опеку как вторжение в их работу.
Они считают, что вы недооцениваете их, вмешиваетесь и мешаете. Они начинают закрываться, уходят от общения.
Перед вами встают новые и уже знакомые задачи, и вы понимаете, что лучше и быстрее, чем вы сами, их не сделает никто. Поэтому принимаете решение, что лучше все сделать самому, чем целый час объяснять своему подчиненному, что нужно сделать, а потом еще и переделывать то, что он "наваял".
Вам начинает поступать масса входящей информации и запросов от подчиненных, руководителей смежных подразделений и компаньонов, клиентов... И в какой-то момент обнаруживается, что информации скопилось столько, что вы, кажется, уже никогда не сможете ее переработать. А информация и запросы продолжают поступать. Вы работаете с 9 утра до 9 вечера, но это не спасает вас. Все равно все не успеть. Ситуация начинает выходить из-под контроля.
Более опытные руководители смежных подразделений, друзья, руководители и даже подчиненные начинают давать вам умные советы. Но вы вместо благодарности испытываете только раздражение. Накапливается усталость, все начинает валиться из рук. Запас энергии иссякает под непосильным бременем. Усталость переходит в стресс, который сменяется состоянием полного изнеможения.
Существуют три наиболее распространенных способа реагирования на подобные ситуации, которые можно образно назвать тактиками страуса, дятла и совы.
Не пугайте страуса, пол бетонный
Руководитель, избравший "тактику страуса", прячет голову в песок. Пусть все идет, как идет. Все хорошо. Я не один такой. Это случается почти со всеми, значит, ничего страшного не происходит. Все само собой разрешится, все перемелется. Он оставляет большую часть руководящей работы и ответственности на заместителей и других "толковых" и опытных сотрудников и по возможности избегает бывать на работе.
В оправдание своей бездеятельности "страус" уходит с головой в семейные, домашние и хозяйственные заботы. Ему (или ей, не следует забывать, что начальником может быть и женщина) необходимо накормить ребенка, забрать его из детсада (из института!), решить проблемы с воспитателями (учителями, преподавателями, военкоматом) и сводить к врачу. В квартире хозяйственного "страуса"- перманентный ремонт, ему надо ругаться с сантехниками, малярами и утрясать конфликты с залитыми соседями. На даче - "запарка", огурцы без его каждодневной заботы просто умрут. А еще надо накормить кота, съездить в больницу к родственнику, вывести на улицу собаку и следить за тем, чтобы муж не запил или жена не загуляла.
Терпенье и труд ВСЕХ перетрут
Другая распространенная тактика - "тактика дятла". Он продолжает долбить. Работает с 8 утра до 10 вечера плюс выходные и "долбит" своих подчиненных, не разделяющих его рвения без оплаты сверхурочных. Он считает, что если сегодня поработать больше, то завтра нагрузка будет меньше, а фирму ждет процветание. Но назавтра все повторяется. "Дятел" берет на себя кучу разнообразных функций и занимается всем, кроме своей основной работы - руководства.
"Тактику дятла" выбирают руководители и руководительницы с неустроенной личной жизнью - те, которые не испытывают желания спешить домой. Они либо одиноки, либо живут с родителями, либо в своей семье просто не имеют "права голоса". Оттого и "отрываются" на подчиненных, почти ежедневно отвлекая их от работы совещаниями и собраниями, и упиваются тем, что в этих "спектаклях" играют главную роль. Они вводят кучу правил и регламентов, заставляя сотрудников регулярно писать не только отчеты, но и планы. Среди руководителей, а особенно руководительниц - "дятлов" распространены непопулярные сейчас романы с подчиненными. Безусловно, любовь можно встретить где угодно, но в данной ситуации выбор обычно обусловлен не этим "злым" чувством и даже не отсутствием времени на ее поиски в других местах, а жаждой значимости. Ведь в личных отношениях с подчиненным начальник или начальница изначально имеет фору.
Ко мне передом, к лесу задом
Казалось бы, "страус" и "дятел" - антиподы, но это не так. И тот и другой избегают главного - обдуманного принятия решений и выработки последовательной стратегии руководства. "Страус" безмолвно перекладывает ответственность на штатных или добровольных заместителей, а "дятел" делает то же самое декларативно. Он требует от подчиненных не только выполнять, но и ставить задачи и планировать работу, называя это проявлением инициативы. И тот и другой периодически отдают беспорядочные приказы, не дожидаясь выполнения отданных ранее распоряжений и даже не утруждая себя расстановкой приоритетов. Неудивительно, что большая часть задач остается незавершенными.
Да и в личной жизни, несмотря на разное количество уделяемого ей времени, успехи "дятлов" и "страусов", примерно одинаковы. Точнее, неуспехи. Жены и мужья уходят или спиваются, дети болеют и разгильдяйничают, кафель на кухне отваливается, огурцы "сгорают" на грядках, а собаки и кошки доводят квартиру и мебель до непрезентабельного состояния.
"Дятел" и "страус" - не противоположности. "Страус" на работе - "дятел" в доме, и наоборот. Один прячет голову в песок, другой - в выдолбленное дупло, а бурная деятельность производится оставшейся снаружи частью тела. В сущности, это один и тот же персонаж, только по-разному сориентированный. Это два полюса одного и того же "магнитного домена", который запросто может поменять полярность под воздействием внешнего поля: "страус" обратится в "дятла", а "дятел" - в "страуса". Главная причина всего этого "безобразия" - неумение или нежелание думать глобально и сводить воедино массу деталей и факторов, стратегически планировать свою жизнь и свою работу. Отсюда и стремление спрятаться от широких проблем в узкую нишу, в которой "дятлостраус" на время чувствует себя полезным и влиятельным.
Думай, крокодил, думай!
Разумный человек применяет в сложных ситуациях "тактику совы". Он думает... История знает очень много "сов".
Например, Генри Форд, который первым использовал разделение труда и кон вейерную сборку автомобилей. Это позволило в несколько раз снизить цену на автомобиль и, следовательно, сделать его доступным для среднего класса, серийным. А Форду заработать много денег.
Еще одна "сова" придумала делить клиентов (рынки) на сегменты, выбирать целевые сегменты и концентрировать ресурсы фирмы в определенных сегментах, что позволило получать больший результат при тех же усилиях.
Один руководитель повесил на двери своего кабинета надпись: "Не приносите мне проблемы, приносите мне решения!" Только благодаря этой надписи у него высвободилось около четверти рабочего времени.
Эйзенхауэр поделил все дела на важные и срочные, что позволило ему расставлять приоритеты в работе. Он понимал, какие дела он должен делать сам, какие дела можно поручить помощникам, а от каких дел можно отказаться вообще.
Возможно, и вы знаете людей, которые имеют дар собрать вокруг себя дружный коллектив, поставить ему задачу, мотивировать и организовать работу людей. При этом они имеют массу времени для того, чтобы заниматься еще какими-то делами, находить новые направления бизнеса, вести активную общественную жизнь. И, несмотря ни на что, остаются бодрыми, веселыми и счастливыми в личной жизни. О таких людях часто говорят, что они искусные руководители. Но на самом деле они просто любят и умеют жить и работать.
Существуют отрасли знаний, которые коллекционируют опыт успешных руководителей и сводят его в систему. Например, МВА (Master of Business Administration). Правда освоение этих систем требует много времени и денег. Классический МВА стоит не дешево, да и срок обучения по этой программе - несколько лет. А работать надо сегодня, сейчас. Что же делать?
Надо, Федя, надо!
Начните с простых вещей. Выявите самые существенные "пробелы" в вашей деятельности, подумайте о том, что больше всего мешает вашей работе, изменения в каких областях дадут наибольший эффект при минимальных затратах.
Разумеется, человеку сложно объективно и непредвзято подойти к самому себе, и для этого созданы различные тесты. Например, тест деловых качеств на базе теста В.К.Толкачёва позволит выявить "белые пятна" в вашей работе и наметить хотя бы программу-минимум на ближайшее время.
Существуют тренинги, которые предоставляют участникам эффективные инструменты руководства. Преимущество тренингов перед теоретическими курсами в том, что они дают не только знания, но и позволяют сразу научиться использовать эти инструменты в повседневной деятельности. Тренингов сейчас предлагается много, и в программах лучших из них четко обозначается время, отводимое на практическое рассмотрение реальных задач участников.
Такие занятия способствуют не только эффективному руководству. Они по-другому организуют весь процесс мышления, собственную деятельность и взаимоотношения с людьми, заставляют глобально рассматривать все происходящее вокруг вас, учат формулировать и решать задачи любого уровня, в том числе, и задачи из личной сферы.
Не будьте "дятлостраусом" - почувствуйте себя мудрой "совой". И станьте не только искусным начальником в офисе, но и "начальником" собственной жизни.