Цветочный бизнес

 

Цветочный бизнес
Любой бизнес ставит своей целью получение прибыли и быстрой окупаемости вложений. Цветочный бизнес имеет свои специфические особенности. Некоторые из них очевидны, но большинство познается практическим путем – через собственные финансовые взлеты и падения. 

Чтобы минимизировать потенциальные риски, необходимо предусмотреть все возможные «подводные камни». О них и о том, что вообще представляет из себя продажа цветов и как открыть магазин цветов мы и расскажем в данной статье. Надеемся, она поможет вам правильно расставить приоритеты в дальнейшей деятельности и понять, тот ли это бизнес, который вам нужен. 

Цветы, в точности, как и некоторые продукты питания, относятся к скоропортящимся товарам. В случае цветов мы говорим о «срезе», а не о комнатных растениях. Только высокая наценка позволяет оправдывать финансовые вложения в этот бизнес. Порой, в зависимости от проходимости торговой точки и сезонного спроса, наценка может составлять до 200 %. Впрочем, и это и не предел. Обычная же составляет от 40 до 100 процентов. 

Продаем цветы 

Места продаж можно классифицировать следующим образом:

- Павильоны;

- Магазины;

- Салоны. 

Каждая такая точка отличается спецификой ассортимента и предоставляемых услуг. Павильоны чаще всего предлагают свежесрезанные цветы поштучно или в букетах, которые изготавливаются тут же, на месте. Для этого всегда имеется небольшой запас целлофановых оберточных пакетов и цветной ленты, а также декоративной зелени. 

В магазинах доля свежесрезанных цветов уменьшена, а основной упор делается на горшочные цветы. Там же можно приобрести посадочный материал, необходимый почвогрунт, декоративные горшки, и прочую сопутствующую атрибутику. В салонах же флористики можно не только приобрести авторские букеты, но и заказать оформление различных праздников. Некоторые салоны предоставляют услуги ландшафтного дизайна. 

 Активность продаж 

Каждая конкретная торговая точка самостоятельно определяет свой преимущественный ассортимент товаров. Это зависит от множества факторов, но основной – платежеспособность покупателей и социально-демографический фактор. Если точка стоит в спальном районе, то вряд ли стоит уповать на дорогие сорта. Диаметрально противоположный эффект будет, если магазин с цветами находится в пешеходной зоне в центре города. 

Активность продаж приходится на теплое время года, в особенности на весну и лето. Начиная с осени, продажи падают. В привязке к конкретным датам пики приходятся на следующие даты: 14 февраля, 8 марта, 9 мая, «последний звонок», 1 сентября. Есть еще и праздники местного значения, такие как День города и профессиональные праздники, если градообразующее предприятие – одно. 

Планирование закупок на праздники происходит заранее – с учетом основных и второстепенных факторов. Например, если праздник выпадает на понедельник, то продажи будут ниже, чем если бы он приходился на пятницу или субботу. Суббота – наиболее оптимальный вариант с этой точки зрения. 

Самый востребованный с точки зрения цветов праздник – 8 марта. Но если он придется на понедельник или вторник, а сами выходные растянутся на 3-4 дня, продажи могут быть ниже до 50 процентов. В данном случае срабатывает человеческий фактор. Так как люди предпочитают передаривать букеты, идя в гости, чем покупать новый. Это показывает многолетняя практика. И чем ниже уровень платежеспособности у населения в том районе, где находится торговая точка, тем этот фактор очевиднее. (!) Рекомендуется вести постоянную статистику продаж, чтобы обладать точными данными о колебаниях потребительского спроса с учетом сезонности и прочих факторов. 

Месторасположение торговой точки 

Месторасположение надо выбирать очень тщательно. Особенно необходимо учитывать то, что человек – существо крайне ленивое. Поэтому перейти дорогу или пройти сто лишних метров ему часто бывает просто лень. Торговую точку в идеале надо располагать на наиболее оживленных перекрестках и местах скопления людей. Если рядом еще находится и парковка, то можно твердо говорить о том, что уровень продаж минимально вырастет на 15-20 процентов. Думаем, что не стоит дополнительно говорить о причинах. 

Цветы – товар не первой необходимости, поэтому спрос на них напрямую зависит от покупательской способности потребителей. В условиях финансовых кризисов и недостаточной заработной платы цветы будут оставаться на предпоследнем месте. На последнем идут различного рода украшения. И это важно учитывать при подборе товара на конкретной торговой точке. 

Транспортное обеспечение товаром является крайне важным параметром. От этого косвенно зависит и площадь торговой точки. Потому что часто приходится предусматривать и помещение для хранения. Если выбранный формат – павильон, то стандартная его площадь составляет 15-30 метров. В служебном помещении при возможности ставится камера-холодильник для хранения свежесрезанных цветов. 

Обустройство 

Цветочный бизнес имеет свои специфические особенности

С наружной стороны павильона, магазина и салона необходимо вывесить соответствующие рекламные материалы. Световая вывеска должна быть хорошо видна в светлое время суток и обязательно гореть ночью. Поскольку цветочный бизнес, особенно в спальных районах, предполагает наличие постоянной клиентуры. И чтобы приучить покупателей к своей торговой точке, необходимо обзавестись всеми возможными средствами рекламы. В данном случае будут уместны «спотыкачи», различного рода указатели. 

Стоит заплатить деньги за рекламные листовки и визитки, чтобы оставлять их в свадебных салонах и фирмах, устраивающих праздники. Это будет адресное воздействие на ваших потенциальных клиентов. Внешнее обустройство входной группы можно провести по-разному. В большинстве случаев здесь учитываются требования Архитектурного надзора, поэтому сделать что-то из ряда вон выходящее получается редко. Зато внутри помещения у вас абсолютно развязаны руки. 

Минимальное внутреннее обустройство элементарно. Должны быть удобные – и разной высоты – стеллажи, приспособленные для цветов различной высоты. Для высоких цветов вроде альстромерии и розы надо заранее предусмотреть место на полу, поскольку длина первых может достигать и 2-метровой высоты. В продаже такие цветы встретить практически нереально, и эти цифры мы просто привели для факта. Ходовая роза обычно имеет в высоту от 70 до 150 сантиметров. 

Материал стеллажей – алюминий. Вертикальные профили имеют необходимые отверстия, которые делают удобным размещение стеллажей на любой высоте. Оптимальный цвет – белый, поскольку помещения обычно небольшие, и он оптимален для визуального комфорта посетителей. К тому же он не дает цветовые искажения. 

Освещение – лампами дневного света. Белый оттенок более предпочтителен, чем желтый. Причина та же самая – отсутствие цветовых искажений восприятия. Обязательно наличие кондиционера и возможности проветривания помещения. (Но нельзя забывать, что цветы боятся сквозняков.) Кондиционер поможет сохранить цветы в продажном состоянии намного дольше. Если пренебречь его установкой, это моментально выльется в серьезные и постоянные падения прибыли. 

Из дополнительного, но обязательного: 

- Стол;

- Ножницы;

- Секатор;

- Степлер;

- Емкости с водой;

- Дополнительные вазоны;

- Упаковка. 

Персонал 

График работы цветочных павильонов и магазинов – особый. Чаще всего это двусменная схема, потому что оптимально открывать точку с 8 часов утра и закрывать в 21-22 вечера. Конкретный график решается индивидуально для каждой конкретной точки. Но усредненная схема выглядит именно так. 

Продавец должен обладать минимальными навыками флористики. То есть быстро сделать букет с использованием необходимых аксессуаров и украшений. От человека также требуется постоянный контроль того, чтобы все цветы находились в воде. Особенно тщательно надо следить, когда покупатель сам вынимает цветы из вазона. В таком случае часто бывает, что соседние цветы оказываются выше уровня воды. Соответственно, по недосмотру продавца такие цветы могут быть завянуть раньше положенного срока – прямые убытки. 

Обязательно надо следить за состоянием самих цветов. Например, гвоздика, особенно из Турции, часто грешит тем, что поступает гнилая. По большей части это касается «спрея» и некоторых других сортов. Есть особенности обращения и с другими цветами: герберы, розы, фрезия, калы, альстромерия, тюльпан, хризантема и так далее. При найме нового работника необходимо довести ему все нюансы. 

Предпочтительно нанимать на работу женщин. Так как большинство покупателей цветов – мужчины, женщинам проще продать цветы. Здесь очень показателен психологический фактор выбора. И женщины должны улыбаться… Объем заработной платы назначается в каждом случае индивидуально. Наиболее распространенная схема – почасовая. Но часто работодатели премируют долей с продаж свыше оговоренной планки. 

Это мы говорим о простых павильонах и салонах, рассчитанных на массовость. В салонах флористики к персоналу предъявляются совершенно другие требования, поскольку от составляемых ими букетов напрямую зависит репутация заведения. Наличие бухгалтера и водителя в каждом случае решается отдельно. Все зависит от величины бизнеса и количества торговых точек. 

Оптовая закупка цветов 

Закупка цветов проводится у местных хозяйств либо у оптовых поставщиков. В первом случае у вас есть возможность приобрести максимально свежий цветок. Во втором случае превалирует богатство ассортимента. Если финансовые возможности позволяют, оптимально закупать товар комплексно. 

 Стоит справедливо отметить, что импортный товар часто оказывается дешевле и крепче, чем отечественный. Сказывается большой опыт выращивания в частных хозяйствах за рубежом, в то время как у нас только последние 20 лет цветочный бизнес начал выходить на качественно новый уровень. 

Практически все поставщики работают с постоплатой. Особенно, когда дело касается больших праздников типа 8 марта. Но если вы только выходите на рынок, и ваши финансовые риски еще слишком высоки, то придется платить за товар без возможности отсрочки. Все риски должны быть компенсированы – закон любого рынка. 

Окупаемость цветочного бизнеса 

Так как высок процент лома и порчи продукции, 200% наценка в цветочном бизнесе морально и финансово оправдана. Несмотря на высокий уровень наценки, окупаемость цветочного магазина нельзя определить однозначно. Слишком много дополнительных факторов вступает в игру. 

В идеале вложенные средства начнут приносить «чистые деньги» приблизительно через год или чуть меньше. Но это зависит также и от того, арендуете ли вы помещение и по какой цене, или это помещение принадлежит вам (соответственно, сколько денег ушло на его покупку, постройку). Вот в принципе и все, надеемся, из статьи стало более-менее понятно, как открыть цветочный магазин и не прогореть.