Проблема дефицита рабочей силы на Российском рынке труда

Спад предложений на рынке труда, переход предприятий на неполную неделю или вынужденные отпуска — не секрет, что в этом году все это стало отличием многих крупных городов. Однако совсем другая картина наблюдается в небольших регионах, где по-прежнему чуть ли не главной остается проблема... дефицита рабочей силы. В частности, сегодня на 55 официально зарегистрированных безработных в Чаусском районе предлагается сразу 211 вакансий. И удастся ли удовлетворить большинство заявок работодателей — пока остается вопросом.

Завод железобетонных изделий, маслосырзавод, льнозавод, комбинат кооперативной промышленности — назвать районную промышленность "крупной" невозможно даже при всем желании.
Впрочем, тут есть и обратная сторона медали. Небольшие предприятия хоть и не способны "вытащить" с дотаций местный бюджет, но работают без серьезных сбоев — говорить о массовых сокращениях сегодня не приходится. А тем более не сталкивается с проблемой "лишнего персонала", по сути, основная ветвь — сельское хозяйство.

— Как и повсюду, мы имеем чуть ограниченное количество предложений для женщин, помимо медиков, немного вариантов и для работников бюджетной сферы, — рассказывает заместитель начальника районного управления по труду, занятости и социальной защите Виктор Сорокин. — Но эти проблемы довольно условные. При желании каждый безработный практически в любое время может пройти бесплатное профессиональное обучение или переобучение почти по 30 специальностям и получить себе место. Что касается выбора, то он продолжает только расти — уже с начала года количество вакансий увеличилось более чем на 17 %.

Сегодня городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства ищет инженера-теплотехника, стропальщика, дворников; потребительская кооперация подает заявки на продавцов и водителей; узел электросвязи рассчитывает получить ведущего инженера и кабельщика; агросервису требуются слесарь, инженер-энергетик, оператор ПЭВМ, главный экономист; частным предприятиям — электрики, станочник, лесоруб, водитель лесовоза...

Значительное количество вакансий "выставляют" и предприятия АПК — они приглашают доярок, зоотехников, трактористов, водителей, электриков, электрогазосварщиков, агрономов, ветврачей. Словом, потенциальное "поле деятельности" получается самым разнообразным. Но смущает одно — зарплата.

Действительно, в Чаусах есть вакансии, "подкрепленные" миллионом рублей, иногда можно услышать и среднее число зарплаты по району — около 600 тысяч. И все же это, скорее, исключение. В большинстве на свободных рабочих местах предлагается 300-400 тысяч. А то и меньше. И отсюда — большое количество "незакрытых" вакансий.

— У нас есть довольно удачная программа добровольного переселения на постоянное место жительства и работы в другую местность, перво-наперво в деревни, — отмечает Виктор Сорокин. — Все, кто изъявляет такое желание, обеспечиваются жильем, а также государственной поддержкой: служба занятости берет на себя расходы по перевозке имущества, делает выплату "подъемных" в размере 7 бюджетов прожиточного минимума на главу семьи и по 1 прожиточном минимуму — на каждого ее члена. БПМ на сегодня составляет 243 тысячи рублей, соответственно, окончательная сумма получается довольно ощутимой. Однако разумеется, что изменить привычную обстановку вознамерится далеко не каждый. Потому количество тех, кто согласен на переселение, обычно незначительное — 4-5 семей в год.

Не решает проблемы и распределение выпускников учебных учреждений. Его очевидный плюс — та же перспектива жилья. А очевидный минус – опять-таки низкая зарплата.

— Не единожды приходилось слышать: сегодня жить в деревне можно, — продолжает Виктор Сорокин. — Ведь тут есть все шансы обзавестись собственным домом, есть приусадебные участки, хорошая, на первый взгляд, работа. Но насчет последней и возникает основной вопрос. Часто сами молодые специалисты говорят: была бы у нас зарплата по 800 тысяч — миллиону, то лучшего и искать не надо. Но на самом деле получается чуть ли не вдвое меньше. В итоге, многие просто отрабатывают свой обязательный срок и уезжают...

Выход? Впрочем, в районе убеждены: несмотря на якобы большое количество вакансий, сегодня необходимо делать ставку на... создание новых рабочих мест. Но при этом обязательно — уже с более высоким предложением зарплаты, желательно чтобы такое предложение стыковалась как минимум со средним по району уровнем. Тут могут быть к месту уже традиционные предприятия. Но не только — не менее перспективными выглядят "частные" проекты, те же фермерские хозяйства, предприятия по взращиванию саженцев плодовых, ягодных культур и цветков, производство панелей для заборов, пенобетонных блоков. Пока эти "ниши" почти свободны, а значит, тут есть возможность заработать.

— В последнее время много говорят про сворачивание рынка, про то, что нет смысла искать что-либо новое — мол, в первую очередь важно сохранить то, что есть, — замечает Виктор Сорокин. — Однако, во-первых, такой подход очень рискованный — на случай сокращений всегда надо иметь своеобразную "подушку безопасности". А во-вторых, необходимо стремиться в конце концов решить проблему недостатка рабочей силы, и в том числе — ценой белорусских "гастарбайтеров" в России. Согласно некоторым данным, на заработки в соседнюю страну уехали 500-600 наших жителей, причем многие из тех же строителей, в связи с мировым кризисом, уже начали возвращаться. Судя по всему, это тенденция будет продолжаться. Но ответ на вопрос, останутся ли бывшие "гастарбайтеры" в районе или транзитом направятся в ближайший Могилев и станут ли задерживаться молодые специалисты, зависит только от одного — достаточного количества по-настоящему привлекательных по оплате вакансий.