Popunder

Поле деятельности графических дизайнеров

Графический дизайн
Графические дизайнеры за хомячеством
Поле деятельности графических дизайнеров - страницы книг, газет и журналов, web-сайты и реклама, интерактивные компьютерные программы. Графические дизайнеры разрабатывают шрифты, макеты журнальных страниц, рекламные модули, оформляют витрины.

Бытует мнение, что web-дизайну далеко до полиграфии, которая почитается за высший профессиональный пилотаж. Однако сайты мастеров разительно отличаются от домашних страничек обычных пользователей (самих творцов «профи» презрительно называют «хомяками» (от home page), а их работу – «хомячеством»).
Чтобы сайты были не просто набором текстов и фотографий, а настоящим произведением дизайнерского искусства, необходимо изучить специальные языки программирования, такие как Perl, JavaScript, php и др., уметь работать с Photoshop'ом, разбираться в текстовых кодировках, знать языки разметки (HTML и XML), а также способы представления графики (векторные и растровые форматы).

Для оформления сайта или книги дизайнер использует фотографии, тексты, графику, сделанные другими. Именно такое разделение труда позволяет добиться лучшего результата: работа ведется с материалом высокого качества. Дизайнер и не должен быть фотографом или автором текстов. Дизайнеру даже не обязательно детально разбираться в HTML или компьютерной верстке. Другое дело, что во времена поголовной компьютеризации заниматься дизайном без знания такого многофункционального инструмента, как компьютер, немыслимо. Чтобы создать с помощью компьютера «что-то», необходимо знать, «как» это создается. Тем более что современные компьютерные программы предоставляют огромное количество новых возможностей, не зная о которых нельзя «дизайнерить на уровне», создавать продукт, способный конкурировать с лучшими образцами.

Естественно, что уровень компьютерной грамотности дизайнера намного превышает уровень обычного пользователя. Дизайнер - это художник. Но между карьерой художника и «компьютерщика» существует вполне ощутимая связь: дизайнерские решения, касающиеся печатных материалов, рекламной продукции, web'а создаются с помощью определенного программного обеспечения.

Соратники

Для создания полноценного сайта дизайнер должен сотрудничать с программистом, особенно когда создается сложный многоуровневый портал с большим количеством интерактивных функций. Однако среднестатический сайт вполне может сделать и один-единственный дизайнер, не прибегая к помощи программиста или web-мастера.

Идеальная цепочка («креативщик - дизайнер – верстальщик») практически не встречается в жизни, и часто все три функции исполняет один человек, с высшим художественным образованием, дока в компьютере и интернете, знающий многие графические программы и выдающий на-гора оригинальные идеи. Этот универсал представляет себе, как будет выглядеть еще не появившийся журнал, какими средствами будет управляться новая web-страница, какая именно реклама подойдет фирме, торгующей электрочайниками.

На Западе заказчики обращаются в дизайнерские бюро. Если фирма крупная, то она сама имеет дизайнерский отдел, откуда проекты поступают в отдел подготовки (в полиграфии - препресс, в web'е - верстка и программирование). Для человека, совмещающего должности дизайнера и верстальщика (точнее, верстальщика, который иногда выполняет и работу дизайнера), у них имеется специальное название DeskTopPublisher.

Откуда берутся?

Можно почти с уверенностью сказать, что в профессии графического дизайнера, как ни в какой другой, важно даже не желание - постоянное страстное стремление к воплощению своих идей.

Многое в этой профессии постигается опытным путем, в рабочем порядке. Надо нарисовать вот такую кнопку на сайте - расшибусь, а сделаю. Поэтому часто дизайнеры довольно быстро перестают учиться в классическом понимании (ходить, предположим, в техникум или колледж) - обучение происходит ежедневно, в условиях решения новой задачи. Считается, что дизайнером можно стать, даже вовсе этому не обучаясь, просто каждый день много лет подряд занимаясь этим ремеслом-искусством (и такие примеры известны), упорно трудясь и методично анализируя чужие работы.

Однако дизайнеры с огромным опытом и отсутствием профильного образования есть только в нашей стране. В нормальных условиях графическому дизайнеру необходимо высшее художественное образование и знание технического обеспечения (например, если вы работаете в полиграфии, вам нужно хорошо знать тонкости печатных процессов).

Элементарные знания различных графических программ можно получить на краткосрочных курсах. Однако курсы помогут только залатать дыру, основательные же знания нужно получать в вузе.

С чем их едят?

Куда податься новоиспеченному (или весьма опытному) графическому дизайнеру? Его с удовольствием возьмут в любом издательстве или редакции (СМИ или книги), самостоятельно занимающемся допечатной подготовкой материалов (препресс), рекламном агентстве (наружная реклама, изготовление рекламных модулей). В крупных фирмах, на первый взгляд не имеющих отношения к дизайну, осознают ценность таких сотрудников и организуют соответствующие отделы, чтобы издавать красивые каталоги своей продукции, проектировать упаковку, этикетки, заниматься рекламой. Ну и конечно, всегда требуются графические дизайнеры тем, кто занимается созданием и поддержкой многоуровневых порталов (km.ru, yandex.ru, rambler.ru, mail.ru, afisha.ru, weekend.ru и др.).

У них

На Западе дизайн давно стал индустрией, массовым производством. В обществе, где товарно-денежные отношения, основанные на глобальном разделении труда, прижились со времен царя Гороха, никто не желает заниматься профанацией, выполняя самостоятельно то, что должен делать профессионал. Обратиться к дизайнеру, чтобы подобрать подушки в гостиную или составить букет невесты, - обычное дело. Что уж говорить о графическом дизайнере, результатом деятельности которого будет журнал, упаковка для конфет, этикетка на винной бутылке. Эта продукция должна продаваться, и продаваться на ура, поэтому графический дизайнер - царь и бог, ведь он владеет сокровенным знанием: что именно требуется заказчику. А фирмы, предоставляющие услуги графического дизайна, занимают в экономике все более широкую нишу.