Popunder

Рынок новых профессий

Рынок новых профессий
Рынок новых профессий
Все мы хотим себе и своим детям достойной жизни и перспективной высокооплачиваемой работы. И все мы понимаем: на какую лошадь поставишь сейчас, такие гарантии благополучия будешь иметь завтра.

Те, кто первыми почувствовали перспективу развития информационной отрасли бизнеса, давно стали одними из самых преуспевающих людей планеты. Рынок информационных услуг развивается в геометрической прогрессии, и чем все это кончится, никто пока не знает.
В связи с этим появляются новые профессии и специализации, требующие от людей универсальных знаний, высокого уровня подготовки и разносторонних навыков.

Что происходит в мире и в нашей стране на рынке новых профессий, способных обеспечить нас сегодня и дать гарантии на будущее?

Рассказать об этом я попросила Владимира Яковлевича МАТВИЕВСКОГО, директора Инновационного образовательного центра, занимающегося более десяти лет вопросами развития профессиональных ресурсов с использованием современных информационных технологий.

Н.В.: - Владимир Яковлевич, словосочетание «информационные технологии» прочно входит в нашу жизнь, но люди используют его для описания совершенно разных вещей. Что же на самом деле оно означает?

В.Я.: - Необходимо отметить различное понимание этого термина у нас и на Западе. В России акцент делается чаще на содержательном значении слова «информационные». Операциональный аспект подразумевает то, какие инструменты используются и для каких специалистов, в чем их уникальность, то есть речь идет о технических средствах и программном наполнении. Таким образом, говоря о новых информационных технологиях, большинство наших специалистов не поднимаются выше уровня рацпредложений.

На Западе под информационными технологиями подразумевают новые дополнительные возможности тех или иных программ и технических средств для удовлетворения нужд потребителя. Отсюда - наиболее универсальная, клиентоориентированная трактовка этого понятия.

Информационные технологии надо воспринимать, как средство продвижения товаров и услуг и, прежде всего, как способ удовлетворения растущих потребностей клиента (и таким образом - себя).

Западные специалисты смотрят на эти технологии с позиции клиента. Например, стратегия фирмы «Майкрософт» - объектно- ориентированные пользовательские программы. Отсюда - конкурентоспособный подход: каждая новая программа с большими возможностями и упрощенная в использовании. Продукция фирмы пользуется широким спросом на рынке информационных услуг, потому что удобнее и выгоднее других.

Н.В.: - Владимир Яковлевич, расскажите о новых профессиях на этом рынке. Хотелось бы помочь нашим читателям сориентироваться в выборе наиболее перспективных, и значит - наиболее выгодных из них.

В.Я.: - Прежде, чем говорить о профессиях, связанных с информационными технологиями, необходимо уточнить, что во всем мире сегодня под рынком новых профессий понимаются, прежде всего, ВИДЫ РАБОТ.

На Западе давно сложилась система стандартов видов работ, которая предполагает их подробное описание, страхование, каталогизацию и соответствующую профессиональную подготовку ментально-ориентированного населения. Эта ориентация позволяет людям не искать должности на готовых рабочих местах, а СОЗДАВАТЬ рабочие места для развития собственных ресурсов. Такой подход позволяет кардинально решать проблему занятости.

Основной вопрос: может ли соискатель выполнять те виды работ, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиентов той или иной фирмы. В таком случае он нужен, востребован, а значит - может гарантированно заработать деньги.

В нашей стране, к сожалению, при формировании рынка профессий прежняя ориентация - на должности и специальности. Такой подход специализирован, но не каталогизирован. Каталог - это путеводитель на рынке труда (подобно каталогам товаров, где вы выбираете нужный, соответствующий вашим требованиям и желаниям). Без каталогизации профессия не может подвергаться страхованию (страховка дает возможность клиенту контролировать качество работы).

Н.В.: - Какое отношение все это имеет к рынку профессий?

В.Я.: – У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается и на рынке профессий. Люди дезориентированы. Они отдают немало лет учебе, получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по специальности, либо, найдя, не могут работать успешно, потому что не соответствуют современным требованиям. Причина: наша образовательная система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на рынке труда. А ведь будущий клиент станет платить не за научную степень, а за качество работы.

Так что, выйдя на рынок, и не определив правила игры на нем, проигрывает все общество в целом. Гигантские человеческие ресурсы не используются, и даже не ставится вопрос об этом. В отношениях к рынку профессий мы отстаем даже от стран «третьего мира».

Н.В.: - Что же является причиной этих явлений и почему необходимо кардинально менять подход при подготовке специалистов?

В.Я.: - Мировая тенденция формирования рынка профессий заключается в следующем.

Рынок ТОВАРОВ (с его денежно-товарными отношениями) прочно просуществовал до 50-х годов. Потом основной стратегией экономики стал клиентоориентированный подход и резко включился рынок УСЛУГ. С конца 80-х годов рынок услуг мощно перерастает в рынок ТЕХНОЛОГИЙ (также клиентно-ориентированных). А с конца 90-х эти технологии приобрели (в связи с появлением Интернета, WEB-технологий и пр.) новые формы.

Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ: отсутствие границ во времени и пространстве, дешевизна использования при высокой скорости продвижения товаров и услуг, доступность для широких масс. И самое главное - глобальность видения и понимания конкретной ситуации и задач бизнеса в режиме реального времени.

В настоящее время темп технологического развития очень высок и стремительно требует соответствующих специалистов, владеющих широким спектром видов работ в сфере информационных услуг.

Россия входит в мировое информационное сообщество не бизнесом, а образовательной сферой, поэтому в нашей стране появляются новые профессии и специальности: «менеджер по информационным технологиям», «специалист по управлению информационными ресурсами», «информационный менеджер» и пр.

Мы находимся пока на стадии ознакомления с информационными технологиями как с инструментом, но не работы с ними, как с ресурсом.

Н.В.: - Есть ли, при такой разности подходов «у нас» и «у них», перспективы у россиян? Как нам и нашим детям обрести достойное будущее при существующей системе образования?

В.Я.: - Перспективы, безусловно, есть. Дело в том, что рынок формируется независимо от тех профессий, которые предлагают наши вузы. Реальная потребность организаций, желающих войти в мировой бизнес (и использующих для этого информационные технологии как средства поддержки), порождает и будет порождать спрос на специалистов международного стандарта.

Единый мировой стандарт продиктован самой жизнью. В нем отражена суть современных рыночных правил: «работай качественно и ты будешь нужен».

Противникам «западного» я бы ответил так: те рыночные отношения, которые на Западе сегодня называют «социализацией экономики», давно известны в России и являются нашей гордостью - это принцип «от человека к человеку», «душевность и духовность», «общинные традиции» и пр. Нам бы только научиться правильно развивать и использовать свои ресурсы, которых нам не занимать (и умственных, и материальных).

Могу предложить читателям вашего журнала девиз Силиконовой долины (мировой центр технологий): «Творить наравне с Богами, управлять наравне с королями и работать наравне с рабами».

Дело не в новомодных названиях профессий, а в том какие реальные клиентоориентированные отношения существуют на рынке труда и в профессиональных видах деятельности, отражающих потребности современного бизнеса.

В 1998 году российские студенты проводили анализ рынка труда по выявлению уровня спроса на экономистов. И что же? В московских вузах на экономических факультетах училось около 280 тыс. человек, а реальный спрос был - 1(одна)! вакансия. Вот насколько наше воображение не соответствует реальности.

На самом деле, многочисленные предложения от вузов на обучение этой профессии демонстрируют потребность в экономических преобразованиях, а не потребность рынка в конкретных видах деятельности. А люди надеялись получить профессию, которая бы их кормила.

До тех пор, пока наши вузы не поменяют ориентацию, студенты так и будут получать «чемодан без ручки» - знания, не ориентированные на реальную практику и современные потребности рынка (а его, как известно, выбросить нельзя, а нести невозможно).

Н.В.: - Что же делать нашим читателям? Ведь они уже сейчас хотят изменить свое положение к лучшему!

В.Я.: - Общая рекомендация всем: развивать свои ресурсы, свой человеческий капитал, то есть осваивать виды деятельности и технологии, востребованные на рынке труда.

Школьникам я посоветовал бы определяться в выборе будущей профессии как в конкретном виде работы (по своим интересам и способностям) и постоянно интересоваться тем, что происходит в мире.

Родителям - воспользоваться услугами профессионального консалтинга и, вместо того, чтобы тратить много денег на репетиторов, найти для ребенка фирму, в которой он мог бы получить конкретные навыки. В прежние времена на Руси детей отправляли «на выучку».

Абитуриентам - при выборе вуза заранее получить ответы на три главных вопроса.

1. Какие виды работ и технологии включены в учебный план, за которые будут платить деньги?

2. Какова связь вуза с рынком труда и существует ли система самопродвижения студентов на этот рынок?

3. Какова стоимость дополнительных услуг (компьютер, учебники, пересдача) и каков процент переведенных на 2-м курсе на платное отделение?

Потом - выбрать тот вуз, который лучше заботится о своих студентах.

Соискателям - составить для себя приемлемый список востребованных видов работ и пройти по ним обучение (освоив их качественно!). Причем обратить внимание на обучение именно конкретным практическим навыкам. Спрашивать, например: «Чему я смогу научиться по окончании ваших курсов?»

А редакции журнала «РАБОТА & ЗАРПЛАТА» и всем его читателям советую поддерживать постоянный контакт (например, в форме дискуссионного клуба). Вместе не только интереснее работать, но и легче зарабатывать.