Работа инспектором по кадрам

Инспектор по кадрам
Инспектор отдела кадров как серый кардинал на предприятии
Существует много разновидностей названия этой должности: инспектор по кадрам, инспектор по работе с персоналом, менеджер кадрового делопроизводства.

Когда-то инспектор отдела кадров был «серым кардиналом» на предприятии. Кстати, там, где практикуется авторитарный стиль руководства, такое положение вещей сохраняется до сих пор. Потому что, хотя основной задачей инструктора и являлось выполнение бумажной работы, от него во многом зависела тарификация, начисление премиальных, повышение разрядов и то, какую статью он поставит при увольнении.
Именно среди этих работников насчитывалось наибольшее количество сотрудников определенных структур, и отношение к ним было весьма настороженное.

Теперь восприятие должности инструктора изменилось, хотя она и пережила экономические преобразования практически без изменений функциональных обязанностей. Инспектор нужен при любом экономическом и политическом строе: он оформляет документы и проверяет правильность уже оформленных. Подходить к этому вопросу приходится основательно. Сколько в девяностые годы XX века было заведено левых трудовых книжек, сколько было их заполнено не по форме! И все потому, что вновь открытые кооперативы и фирмы экономили на этом незаменимом сотруднике. Теперь, чтобы навести порядок, в каждой организации трудится дотошный и внимательный инспектор по кадрам.

В небольших организациях инспектор по кадрам часто выполняет все функции службы по персоналу. Но в компаниях, где сотрудников больше ста, обязанности разделяются: на бумажную работу приглашают инспектора, а на работу с людьми — специального сотрудника. В непосредственные обязанности инспектора по кадрам входит обеспечение поддержания кадрового делопроизводства, оформление приема, увольнения, перевода и других изменений штата, часто к этому добавляется составление табеля, учет отпусков и больничных листов, оформление полисов медицинского страхования, пенсионных карточек и прочего.

Работа с документами требует внимательности и сосредоточенности. Однако кроме оформления бумаг инспектору по кадрам надо общаться с сотрудниками. Поэтому в таком человеке должны сочетаться качества, нужные и для работы с людьми (теми самыми HR — человеческими ресурсами), и для кропотливой аккуратной бумажной работы. Несмотря на мужское название, должность инспектора по кадрам занимают в большинстве своем женщины, за исключением организаций, основная часть сотрудников которых — мужчины. Возраст инспектора зависит от среднего возраста сотрудников компании, поэтому в одной организации 30 лет являются верхней границей, а в другой — нижней.

Для того чтобы выполнять столь ответственную работу, инспектор по кадрам должен (или скорее должна) иметь высшее юридическое образование и (или) дополнительное образование в области управления персоналом. Из практических навыков требуются знание трудового законодательства и инструкции по ведению трудовых книжек, умение работать на компьютере, причем не только в офисных программах, но и в специальных, например 1С: Зарплата и Кадры.

Заработок инспектора зависит от уровня подготовленности, должностных обязанностей и опыта работы и составляет от 300 до 500 у. е., а перспективой карьерного роста может стать должность директора по HR.

Но для того чтобы достичь такого высокого положения, инспектор по кадрам должен проявлять трудолюбие, пунктуальность, деликатность при общении с людьми. Основная трудность в его работе — уметь соблюсти все формальности, но так, чтобы за бумагами не забыть и о самих людях. Если инспектору это удается, он будет достаточно уважаемым человеком, к которому прислушиваются и коллектив, и руководство.

Менеджер по работе с персоналом

Именно этих сотрудников обычно называют HR-менеджерами. Ведь новое слово подразумевает новое понятие. Действительно, долгое время корпоративной культуры как таковой не существовало и уж тем более кадровые службы ею не занимались, ведь в их задачи входило только документальное оформление кадровых процессов. В лучшем случае что-то делал профком или культмассовый сектор, но поскольку это осуществлялось на общественных началах, иначе говоря — бесплатно, то все мероприятия либо проходили формально, либо вообще только на бумаге. Авторитарные методы руководства отходят в прошлое. Теперь начальников больше волнует проблема лояльности персонала, то есть готовности принимать и поддерживать их решения, позитивного отношения к деятельности компании, нацеленности на дальнейшее улучшение работы организации.

В задачи менеджера по работе с персоналом входят формирование стратегии найма и адаптации персонала, планирование его развития, повышения квалификационного уровня, мотивации для повышения эффективности труда, а также разработка систем внутренней аттестации сотрудников или их подготовки к внешней. Такой менеджер занимается созданием внутрикорпоративной культуры, формированием лояльности сотрудников. А если нет штатного психолога, он может выполнять и его функции, разумеется, при наличии специального образования. Кстати, часто такого менеджера замещает HR-директор.

Поскольку менеджер по работе с персоналом является связующим звеном между руководством и сотрудниками, ему должны безоговорочно доверять и те и другие. В противном случае эффективность его действий будет равна нулю. Следовательно, необходимо, чтобы он был в первую очередь, как говорят, харизматичным человеком. Если с руководством он будет разговаривать подобострастно, а с персоналом как пионервожатый на линейке, то станет в результате всеобщим посмешищем. Только уверенный в себе человек, который не боится смело высказывать свое мнение, может справиться с работой. На этой должности может находиться и мужчина, и женщина. Лучше, чтобы это был человек молодой, но не слишком, открытый ко всему новому, готовый к обучению и развитию.

На такую работу принимают людей с дипломом психолога или социолога, причем желательно наличие еще и дополнительного образования в сфере управления. Требуется опыт аналогичной работы, хотя иногда менеджеры по персоналу «вырастают» из других сотрудников кадровых служб. В этом случае дополнительные курсы или другой вид обучения может оплатить сама организация, которая заинтересована в развитии хорошего специалиста. Но главное — умение зажечь людей своей идеей, оставаясь при этом искренним и заинтересованным проблемами каждого человека. Такт, чувство меры, способность выходить из конфликтных ситуаций, нестандартное мышление, сочетающееся с умением структурно и логично излагать свои мысли, — вот неполный перечень того, что требуется от менеджера по работе с персоналом. Все эти качества, как правило, тщательно проверяют. Человеку, который хочет устроиться на должность менеджера по работе с персоналом, или HR-менеджера, на собеседовании задают множество нестандартных вопросов, способных поставить в тупик того, кто к данной деятельности не готов. Помимо этого кандидату предлагают привести примеры реализованных им проектов, чтобы убедиться в его организаторских способностях. Поэтому любой практический опыт здесь совершенно необходим. Очевидно, что такой специалист должен иметь навык пользования компьютером.

В зависимости от структуры компании менеджер по персоналу может строить свою карьеру «по горизонтали», то есть, совершенствуя свои навыки, добиваться повышения уровня оплаты, а может — «по вертикали», и должность HR-директора или руководителя HR-службы здесь не предел: вполне реально занять пост в высшем руководстве организацией, например, стать вице-президентом. Зарплата менеджера по работе с персоналом бывает в пределах от 500 до 1000 у. е., а в некоторых случаях и больше, HR-директор может получать до 2500 у. е.

Конечно, такая карьера требует значительных усилий и стараний. Постоянное развитие — удел менеджера по персоналу. Он должен находить возможности повышения профессионального уровня не только для своих сотрудников, но и для себя. Его деятельность сопряжена с огромной ответственностью, ведь любая ошибка в работе структур компании вменяется в вину менеджеру по персоналу или HR-менеджеру. Например, если другой фирме удалось переманить ценного сотрудника, значит, менеджер по персоналу недоглядел — ему и отвечать.

Конечно, никогда нельзя останавливаться на достигнутом, но все же, если компания работает слаженно, сотрудники довольны управлением, а руководство — сотрудниками, скорее всего, хорошо поработал менеджер по персоналу. Вот только редко кто поймет, чья это заслуга, и похвалит… Ведь многие замечают только недостатки, а достижения воспринимают как само собой разумеющееся. Но люди, которые выбирают для себя эту профессию, по-настоящему любят и ценят свою работу, знают, что они выполняют очень важную миссию — формируют корпоративную культуру не только в конкретной организации, но и во всей стране. Они создают у людей привычку работать с удовольствием, а это очень важно.