Средний менеджмент как новая профессия

Средний менеджмент как новая профессия
Средний менеджмент как новая профессия
С переходом на рыночные основы экономики появились и новые профессии. Слово "менеджер" стало настолько любимым, что под это определение попали все - от торгового агента, коммивояжера, инженера и т. д. до руководителя среднего звена.

Сегодня многие в один голос заявляют о колоссальной проблеме, связанной со средним менеджментом. Именно о нем и хотелось бы поговорить.

В чем же состоит эта проблема, о которой все чаще и чаще приходится слышать?
Прежде всего надо сказать, что она вызвана нестабильностью нашей экономической ситуации, когда фирмам не до стратегических целей развития. Но не будем касаться экономики, это отдельная тема. Поговорим о человеческих аспектах. Всем уже стало понятно, что не всякий менеджер по определению является менеджером по сути.

Если проанализировать продолжительность жизни мелких и средних компаний, то окажется, что в среднем она равна приблизительно трем годам, а время работы в этих компаниях основной массы сотрудников составляет около двух лет. А потом все заново, в том числе это может быть и другая сфера деятельности, и другая должность.

На первоначальном этапе своего развития компании в большинстве своем подбирают персонал не под конкретные задачи, а по принципу родства, знакомства, "хорошего парня". И лица, стоявшие у истоков создания компании, растут в должностном плане вместе с ростом самой организации. Многие компании ориентируются только на внутренние резервы. Да, это хорошо для мотивации труда сотрудников, сокращения времени вхождения в должность, впитывания культуры организации. Но порой назначению руководителей среднего звена не предшествует работа по их подготовке, учебе. Не ведется она и после назначения. А просто "хороший парень" уже не профессия. И в результате мы часто получаем, как в былые времена, старшего специалиста, старшего инженера и иже с ними. Такое понятие, как "подготовка резерва", полностью забыто. Попытки же учить руководителей среднего звена иногда встречают непонимание со стороны отдельных топ-менеджеров компании, которые боятся подготовить себе замену, не будучи уверенными в своем соответствии занимаемой должности. Учить своего сотрудника на краткосрочных курсах с отрывом от основной работы многие компании считают для себя непозволительной роскошью. Учеба в вечернее время невозможна из-за ненормированного рабочего дня, получение второго высшего образования или по программе MBA (хотя бы заочно) для семейного бюджета не по карману (это стоит от 1,5 до 10 тысяч долларов).

Выходит, что не все руководители оказываются готовы к новой миссии. Причина кроется не только в нехватке профессиональных знаний, но и в непонимании (а иногда просто в незнании) своего нового места и роли в компании. Это связано с отсутствием и описания работ, которое существует "там у них на Западе", и элементарной должностной инструкции, которая была принята у нас. Если порой такая должностная инструкция и имеется, то она настолько расплывчата и неконкретна, что человек до всего доходит сам, либо учится на ошибках, опять же на своих. Существен и тот факт, что сотрудники компании, в том числе и представители среднего менеджмента, работают из чувства страха быть уволенными или, наоборот, по принципу "я начальник, ты …". Сотрудничество на равных, присущее западным компаниям, у нас нашло выражение только в обращении друг к другу по имени.

По данным Всероссийского центра по изучению общественного мнения, более 50% среднестатистического населения России считают, что в нашей стране неприязнь между начальниками и подчиненными сильна и очень сильна (журнал "Карьера" № 11, 2000 г.). Во многом это объясняется не только разницей в заработной плате, но и степенью вовлеченности в процесс решения задач, стоящих перед компанией. Если руководитель среднего звена остается "винтиком в механизме", то ждать от него предложений по решению стоящих задач не приходится.

По мере стабилизации экономики, формирования системы ценностей, внедрения корпоративной культуры, подчиненной стратегии развития компании, перехода от безответственного бизнеса, ориентированного на сиюминутную прибыль, к цивилизованному, в котором на первом месте ответственность перед потребителем (клиентом), обществом, своими сотрудниками, придет и понимание, что менеджер - это прежде всего лидер, человек, нацеленный на положительный результат, если хотите - душа коллектива, вокруг которого объединяются коллеги. Стать таким можно только при хорошей профессиональной подготовке, имея практические навыки, идя в ногу со временем. В условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся технологии производства современным менеджерам необходимо постоянно учиться. Многим из них не хватает базовых знаний. А если они и есть, то по прошествии 5 лет устаревают. При этом учеба должна быть целенаправленной, а не просто учебой ради учебы, что может иметь место, если не сформированы стратегические цели компании либо они не известны представителям среднего менеджмента.

Практика показывает, что те компании, которые уделяют постоянное внимание учебе своих сотрудников, имеют свои учебные центры, остаются лидерами на рынке и не переживают кризис среднего менеджмента. За средним менеджментом будущее российской экономики. И процесс пошел…