О чем говорит профессия в России

Профессии в России
Профессии в России
Профессия человека говорит о многом: о его склонностях, способностях, интересах, об образе жизни и доходах. Даже о характере. А ведь сегодня в России существует более 6000 различных профессий и еще больше специализаций. К новым можно отнести такие профессии, как маркетолог, специалист по связям с общественностью, логистик, брэнд-менеджер… Достаточно часто бывает так, что человеку трудно правильно сориентироваться при выборе своей будущей специальности.

Итак, маркетинг - модная сейчас специальность, как говорится, из молодых да ранних: не успев появиться на российском рынке труда, она начала стремительно завоевывать популярность.
И в этом нет ничего удивительного, ведь хороший маркетолог - просто находка для компании, решившей во что бы то ни стало опередить своих конкурентов. Любая структура, которая успешно и быстро развивается, пытается создать стабильный бизнес, грамотно его вести, безусловно, нуждается в специалистах по маркетингу. А предвидеть ситуацию - значит управлять своим будущим, ведь "кто владеет информацией, тот владеет миром".

Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать - пирожник. Мораль ясна: каждый должен заниматься своим делом и быть при этом хорошо к нему подготовленным. Впрочем, может статься, что булочников и обувщиков в стране в переизбытке, тогда как толковых маркетологов, менеджеров найти далеко не просто. В общем, кадры решают все. И если еще пятьдесять лет назад лишь 10% молодых людей связывали возможность профессиональной карьеры с наличием диплома, то сегодня наличие соответствующего высшего образования - обязательное требование работодателей. Маркетинг в данном случае не исключение. В последние десять лет многие российские вузы начали подготовку специалистов в области маркетинга, и популярность специальности постоянно растет, как и число вузов, где ее можно получить.

Мнения людей относительно профессии маркетолога все еще порой бывают диаметрально противоположными. Одни утверждают, что новая специальность на российском рынке труда - обыкновенная дань моде. Другие, напротив, видят в этом тенденцию к улучшению рыночных взаимоотношений. Между тем интерес к новой профессии растет день ото дня, и параллельно с этим увеличивается количество компаний, в которых создаются маркетинговые службы (как правило, это крупные и успешные фирмы).

На самом деле никакого секрета в том, чем занимается маркетолог, нет. Досконально изучив товар своей фирмы, он оценивает и прогнозирует спрос на него. Сделать правильные выводы помогает знание потребителей этого товара. Маркетолог крупной компании участвует также в планировании товарного ассортимента, исследует региональные рынки сбыта. Мнение опытного специалиста учитывается при формировании ценовой политики компании. В небольших фирмах маркетологу часто приходится быть мастером на все руки. Он может заниматься и PR, и рекламой, и разработкой брэнда, и созданием корпоративного стиля, изучением, анализом работы конкурентов.

Итак, маркетинг - это одна из систем управления организацией, позволяющая принимать правильные решения на основании тщательного анализа ситуации. Одна из целей маркетинга - обеспечение максимальной прибыли. Если упростить определение маркетинга, то можно сказать, что маркетинг - это оптимизация деятельности любой организации. Применяется он на разных уровнях - от индивидуального до государственного, очень динамичен, позволяет увидеть реальную ситуацию в отношениях между производством и рынком, потребителями и рынком.

В последнее время, когда постоянно растет число фирм во всех сферах деятельности человека, надо затратить колоссальные усилия, чтобы выйти на рынок с новым товаром или услугой, и особенно открыть новое дело. Маркетинг позволяет оценить как шансы на успех, так и перспективность идеи, и возможную прибыль. Анализу подвергается будущая макро- и микросреда организации, выходящей на рынок, значимость рекламы и то, как ее лучше преподнести избалованному потребителю. Извлекая прибыль в результате удовлетворения потребителей, маркетинг стал мощным инструментом воздействия на рынок. Можно сказать, что маркетологи - это люди, занятые борьбой за ваше внимание и деньги.

Теперь обратимся к особенностям этой профессии. Хороших, высококвалифицированных специалистов в области маркетинга на данном этапе развития рынка труда не хватает. В основном из-за того, что таких специалистов в вузах до недавнего времени не готовили. В то же время маркетолог или менеджер по маркетингу и рекламе - это специальности, которые по своей востребованности на рынке труда занимают сейчас, вероятнее всего, одно из первых мест. И спрос на них постоянно растет. Можно предположить, что и в ближайшие пять лет ситуация кардинально не изменится.

В такой профессии необходимы не только знания по специальности, но и знания в смежных областях, связанных с профилем деятельности компании. Претендент должен обладать организационными и аналитическими способностями, инициативностью и хорошей памятью. Такие качества, как наблюдательность, коммуникабельность и эмоциональная устойчивость, помогут налаживать деловые контакты. И все это в дополнение к умению работать на компьютере, так как профессия маркетолога связана с обработкой информации. Обязательно также хорошо знать последние версии специальных программ по обработке данных и уметь эффективно их применять. Все чаще приветствуется безбумажный стиль работы. Как правило, необходимо умение создавать большие базы данных или работать с ними. В некоторых фирмах также требуется знание иностранного языка, как правило одного (31%). Преимущество в трудоустройстве имеют мужчины: женских вакансий единицы, мужских - около 20%. А 74% работодателей не отдают явного предпочтения какому-то одному полу.

Маркетинг позволяет фирме принимать правильные решения на основании тщательного анализа ситуации. В крупных компаниях существуют отделы маркетинга, в небольших фирмах маркетинговые функции могут быть возложены на одного сотрудника. В обязанности маркетолога входят: разработка маркетинговой политики, планирование товарного ассортимента, прогнозирование спроса, анализ работы предприятий-конкурентов и многое другое. Специалисту по маркетингу необходимо иметь представление об основах экономики, социологии, психологии, статистики, знать действующее законодательство.

Профессия маркетолога стала сегодня и одной из наиболее востребованных на рынке труда, и одной из наиболее высокооплачиваемых, так как у нас все еще недостаточно квалифицированных специалистов-маркетологов. Начав с должности сотрудника отдела маркетинга, хороший специалист может "дорасти" до должности начальника отдела, во многих фирмах он одновременно является заместителем генерального директора по маркетинговой политике. Специалист со стажем получает от 300 до 2000 долларов в месяц, директор по маркетингу - до 3000 долларов. Начинающий маркетолог может рассчитывать на зарплату в размере 3-5 тысяч рублей.

Не надо забывать, что эта профессия, кроме всего прочего, являются очень перспективной. Скажем так, у нее большое будущее. Маркетинговая политика большинства российских компаний становится все более продуманной. Поэтому требования к подготовке специалистов по маркетингу ужесточаются, и человеку, не имеющему соответствующего высшего образования, будет трудно конкурировать с теми, кто его получил. Таким образом, залог успеха - теоретические знания и много практики. Тогда и шансы трудоустроиться будут также весьма высоки.

Подведем итоги. Кого же выбирает работодатель? Журнал "Работа & зарплата" способен дать на этот вопрос самый исчерпывающий ответ. Судите сами: обобщив и проанализировав сведения из отдельных объявлений, мы узнали мнение не двухтрех, а сразу более ста работодателей. Предлагаем вам сводную таблицу, в которой мы постарались обобщить требования, предъявляемые работодателями к маркетологам. Эта информация может быть вам полезной. Она позволит получить достаточно точное представление о том, по каким критериям отбирают руководители компаний новых сотрудников. Кроме того, такая информация поможет сравнить ваши данные с реально востребованными на рынке труда, увидеть пробелы в своих знаниях, умениях и навыках и вовремя их восполнить.